Полезные статьи

для школьников и их родителей

Главная/Статьи/Как делать домашнее задание с ребенком

Как делать домашнее задание с ребенком

Когда ребенок начинает ходить в школу родители неизбежно сталкиваются с проблемой выполнения домашних заданий. Некоторым приходится столкнуться с этим даже в детском саду на подготовительных занятиях к школе. Думаю, многие из нас слышали такие отговорки при выполнении заданий как «я устал», «я больше не могу», «мне надоело». К этому добавляются и постоянные ерзания на стуле, почесывания, переключения внимания на посторонние предметы. Ведь даже родителям после долгого трудового дня трудно заставить себя сесть и сделать с ребенком домашнее задание, а ведь мы требуем того же самого от ребенка. Ведь мало кто из нас признается себе, что мы с удовольствием учились в школе. Так почему же мы требуем особого рвения наших детей к учебе?

Как же суметь убедить маленького ученика прилежно выполнять домашние задания, чтобы эта ежедневная рутинная деятельность не превращалась в пытку ни для родителей, ни для ребенка, и приносила хотя бы небольшое удовлетворение от выполненной работы?

Мотивация и подготовка к учебе

Самая распространенная причина нежелания ребенка учиться – это отсутствие мотивации. По последним исследованиям до 60% детей дошкольного возраста не хотят идти в школу. И что же тогда надо сделать, чтобы ребенок захотел в школу? Ведь родители, как правило, желая сделать как лучше, делают все возможное, чтобы отбить у ребенка желание учиться. Прежде всего, запугивают: «вот пойдешь в школу – и там тебе «покажут», или «а что же ты в школе будешь делать?», или «у тебя такой характер, что там с тобой дружить никто не будет». И ребенок, постоянно слыша такие послания, вряд ли захочет идти в школу.

Или же наоборот – слишком завышенная планка ожиданий. Например, вот наш сыночек пойдет в школу и будет отличником. У ребенка возникают опасения – а вдруг я не смогу так хорошо учиться, как хотят родители, а вдруг я не буду отличником. И не раз от таких учеников впоследствии можно услышать фразу «я получил тройку, и мама меня теперь убьет», хотя, возможно, мама за эту оценку его даже ругать не будет. Ведь у него уже давно сформировалась установка, что он все должен делать на отлично.

Чтобы избежать многих проблем со школой, нужно заранее, еще в дошкольном возрасте мотивировать ребенка к получению новых знаний. Походами на выставки, совместным просмотром научно-популярных фильмов или даже мультфильмов, чтением детской научной литературы, чтобы ребенок с малого возраста привыкал получать новые знания, и ему это было интересно. Ребенок должен понимать, зачем ему нужно учиться - чтобы получать новые знания, чтобы узнавать что-то новое и с интересом относиться к процессу учебы.

Чтобы проверить насколько ребенок мотивирован на школу и получение знаний, можно провести небольшой тест. Попросить ребенка нарисовать школу, как он себе ее представляет. Если он использовал больше ярких красок, то у него позитивный настрой на школу. Если же в рисунке преобладают тусклые тона, то такой настрой скорее негативный. О позитивном настрое также свидетельствуют прямые уверенные линии, а о негативном - частые стирания или переделки рисунка. Желательно чтобы в рисунке школы присутствовал сюжет, связанный с обучением: доска, парта, учитель. Когда ребенок не готов к школе и не понимает, что от него там хотят, он, как правило, рисует обезличенное здание или домик без детей. Так что, таким образом можно осторожно заглянуть во внутренний мир ребенка и разобраться с его мотивацией к учебе.

Время для выполнения домашних заданий

Зачастую, чтобы поднять мотивацию ребенка к учебе можно просто перестроить распорядок дня: чтобы ребенок высыпался, чтобы он регулярно и примерно в одно и то же время делал уроки. Т.е. основная задача родителей не сделать за ребенка домашнее задание, а помочь ребенку самоорганизоваться, приучить к самостоятельности.

Самое оптимальное время для выполнения домашнего задания – это 2-3 часа после занятий в школе. Во время такого перерыва ребенок успевает отдохнуть и набраться сил для новой умственной работы. Желательно в это время дать ребенку погулять и побегать на улице. Естественно, в течение перерыва ребенок должен пообедать.

Хорошо, если уроки выполняются в одно и то же время, например с 2 до 5 часов. Каждые полчаса нужно делать небольшой перерыв в 5-10 минут, в который ребенок может немного подвигаться или просто поиграть. Только, конечно же, не в электронные игры.

Как выполнять домашнее задание

Во время выполнения домашнего задания ребенок не должен отвлекаться на посторонние звуки или предметы. Телевизор, либо музыка должны быть выключены, даже если они и работают тихо.

У ребенка должен быть свой удобный стул и стол с настольной лампой для выполнения домашних заданий.

Приступая к выполнению домашних заданий можно сложить стопкой учебники или тетради с несделанными уроками на одну часть стола, а по мере выполнения, перекладывать ее на другую. Так ребенок будет видеть результаты своего труда, и сколько еще осталось сделать. Если кто-то из вас начал раздражаться, то отложите на время выполнение домашнего задания и поиграйте вместе в какую-нибудь игру, чтобы уменьшить накопленный негатив.

Например, можно взять два одинаковых набора деталей конструктора, и один из вас должен сложить какую-то фигуру или механизм из одного набора этих деталей, не показывая другому. А потом объяснить другому, что нужно сделать, чтобы из второго набора деталей получилось то же самое, что сделал первый. Потом можно поменяться местами. Это поможет в игровой форме лучше научиться понимать друг друга, объяснять что-то друг другу, избегая раздражения.

План домашнего задания

Прежде всего, необходимо научить ребенка самостоятельно планировать свою деятельность. Поначалу он постоянно ждет, когда придет мама, и они вместе сделают все уроки. Ведь с мамой получается все замечательно, она всегда знает, как и что делать. А все дело в том, что у мамы есть определенный алгоритм выполнения действий, и она знает, как его применить. И основная задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку составить этот алгоритм, который поможет ему успешно выполнить все домашние задания.

Нужно сесть с ребенком и составить определенный план действий, по которому будут делаться домашние задания, их последовательность, причем желательно это сделать не самому родителю, а ребенок должен продиктовать эту последовательность. Если ребенок затрудняется или говорит неправильно, родитель должен его поправить. Таким образом, можно научить ребенка планировать свои действия и создать у него навыки самоорганизации. Первым делом необходимо делать легкие задания, которые не потребуют много времени, и неважно какими они будут – устными или письменными, а более сложные оставить напоследок. Ведь растущая стопка из тетрадей или учебников с выполненными заданиями не может не радовать ребенка: «вот, посмотри, сколько я уже сделал», и мотивировать его на выполнение оставшихся. Если что-то не получается, то лучше перейти к другому заданию, а к сложному вернуться попозже. Вполне возможно, что потом оно сделается намного легче и быстрее, чем в первый заход.

Контроль

Безусловно, на первых этапах обучения контроль со стороны родителей очень важен. И чем больше его будет поначалу – тем лучше. Но со временем, степень такого контроля должна уменьшаться, сосредотачиваясь лишь на ключевых моментах домашнего задания, например, проверяя уже готовое задание, и при необходимости разбирая допущенные ошибки.

Постепенно, со стороны родителей помощь должна оказываться лишь в тех случаях, если ребенок затрудняется сделать какое-либо задание самостоятельно.

Таким образом, чтобы помочь маленькому ученику успешно влиться в процесс обучения родителям нужно научить своего ребенка:

- планировать свою деятельность;

- самостоятельно выяснять непонятные вопросы в школе у учителей;

- запоминать полученную информацию;

- контролировать качество своих работ.

Выполняя эти несложные правила, хочется надеяться, что вам удастся достичь глубокого взаимопонимания с ребенком, воспитать действительно достойного и развитого человека и подготовить его для более сложных задач, которые возникнут в его жизни.

Новый вопрос

Задайте свой вопрос по любому школьному предмету и мы все вместе на него ответим